Израильские ВВС разрушили тоннель на границе сектора Газа и Египта
alaskareport.com
Израильские ВВС разрушили тоннель на границе сектора Газа и Египта Израильские ВВС разрушили тоннель на границе сектора Газа и Египта
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Израильские ВВС разрушили тоннель на границе сектора Газа и Египта
alaskareport.com
 
 
 
Израильские ВВС разрушили тоннель на границе сектора Газа и Египта
Архив NEWSru.ru
 
 
 
Израильские ВВС разрушили тоннель на границе сектора Газа и Египта
Архив NEWSru.ru

Израильские военно-воздушные силы в ночь на вторник разрушили тоннель на границе сектора Газа и Египта, который использовался боевиками для контрабанды оружия. Как сообщило израильское радио, в результате атаки никто не пострадал, сообщает ИТАР-ТАСС.

В пресс-службе армии подчеркнули, что авиаудар никак не связан с терактом, происшедшим в понедельник в израильском городе-курорте Эйлат.

- Рытье тоннелей для контрабанды оружия - прибыльный бизнес в Газе

"О местонахождении тоннеля израильская разведка неоднократно сообщала палестинским спецслужбам, однако они не предприняли шагов по его ликвидации, поэтому мы решили сделать это самостоятельно", - сообщил представитель армии.

Премьер-министр Эхуд Ольмерт во вторник проведет совещание с министром обороны Амиром Перецем и руководителями спецслужб для определения дальнейших шагов по обеспечению безопасности. По мнению местных экспертов, премьер настроен на сохранение перемирия в секторе Газа, представители силовиков, наоборот, - на возобновление операций против террористов.

Рытье тоннелей для контрабанды оружия - прибыльный бизнес в Газе

Рытье тоннелей между сектором Газа и Египтом является весьма прибыльным бизнесом в секторе Газа. Первый тоннель для контрабанды был вырыт в 1982 году после того, как выстроенный пограничный забор разделил большие семьи, расколов их между сектором Газа и Египтом, когда после выхода Израиля с Синайского полуострова были восстановлены границы. Сначала тоннели использовались для контрабанды сигарет, гашиша, золота и запчастей для автомобилей, рассказывают местные жители.

Но после начала первой интифады в конце 1987 года этим путем стали переправлять оружие и людей, которых разыскивали израильтяне. Длина первых тоннелей составляла около 60 метров: их копали от дома к дому под двойным пограничным барьером и патрулируемой "филадельфийской дорогой" между ними. Тогда дома находились так близко к границе, что семьи могли перекрикиваться через охраняемую израильтянами нейтральную зону.

Однако по мере того как Израиль начал разрушать дома на палестинской стороне, от которых копались тоннели, и бороться с тоннелями начал Египет, эти узкие проходы становились все длиннее и длиннее и некоторые достигли длины в километр.

Активность усилилась во время второй интифады 2000 года, когда мотивы так рисковать стали весьма существенны: автомат Калашникова стоил в Египте 500 долларов, а в секторе Газа - 2,5 тыс. Каждая партия состояла из сотен стволов.

В контрабанду включились люди, не имеющие опыта работы, и начали брать с контрабандистов плату за использование тоннелей. Один житель Рафаха, причастный к тоннельной контрабанде, рассказал, что под границей протянулось не менее 30 крупных тоннелей. По другим оценкам, их еще больше. Когда Израиль уничтожал входы в тоннели, другие люди прорывали новые каналы к тому, что оставалось от существующих ходов.

Когда-то копать тоннель начинали с обеих сторон, и каждая группа двигалась в определенном направлении - например, на северо-восток из Египта и на юго-запад из сектора Газа - прорывая тоннель в мягком песке под осадочным слоем твердой глины, который служил естественным потолком. В итоге оба канала соединялись.

После того как Египет подключился к борьбе с тоннелями, их стали копать с палестинской стороны и выводить на несколько сот ярдов дальше границы, на лугу или в оливковой роще. Копатели высовывают из-под земли трубу, чтобы их сообщники в Египте помогли им "открыть" тоннель с помощью автомобильного домкрата тогда, когда будут готовы партии контрабанды.

Тоннели используют несколько раз, а потом бросают из-за возрастающего риска обнаружения и поимки после того, как тоннель открылся на египетской стороне.

Израиль пытался помешать рытью тоннелей, установив 7,5-метровую бетонную или железную стену вдоль границы, которая уходит вглубь на 3 метра. Однако тоннели обычно проходят на глубине 6-20 метров. Также Израиль использовал эхолокаторы и другие сенсоры и периодически закладывал взрывчатку в почву, чтобы спровоцировать обрушение необнаруженных ходов.

Сейчас, когда израильтяне ушли, доказательства существования этих тоннелей несложно найти среди изрешеченных пулевыми отверстиями домов у границы и в обрушившихся бетонных и арматурных остовах уничтоженных домов.

Строители тоннелей часто скрываются на протяжении нескольких месяцев, пока не закончат тоннель, потому что соседи, если обнаружат тоннель, могут потребовать мзду за молчание. Двоюродный брат Кишты рассказал, что есть много ярко выраженных признаков, которые настораживают людей, включая запах глины, следы песка в доме или грязь под ногтями.

Это опасное дело и не для больных клаустрофобией: тоннели так узки, что в них едва может протиснуться стройный мужчина. В 2001 году два брата, Сулейман и Мухаммед аль-Шарры, копая по направлению к поверхности, задели водопроводную трубу. Поток воды обрушил тоннель и утопил их в грязи. По словам их матери, потребовалось три дня, чтобы найти их тела.

Этот тоннель протянулся на сотни ярдов в Египет и был очень глубоким - в некоторых местах глубина доходила до 15 метров. Родственники погибших говорят, что по нему в сектор Газа должны были попасть тонны оружия, включая ракеты "катюша", мины, гранаты и автоматы. Это оружие позднее было захвачено в Красном море на борту корабля Karine A, прежде чем оно попало в Египет.

25-летний Ясир Кишта несколько лет рыл лазы под границей, помогая ввозить контрабандное оружие в сектор Газа. Кишта говорит, что его группа продолжала копать еще долго после пересечения границы, прежде чем вывести тоннель наверх в Египте. В мае 2004 года они наконец достигли поверхности и доставили четыре партии груза в сектор Газа - всего около 900 автоматов Калашникова, 400 пистолетов и 200 тыс. комплектов боеприпасов.

"Стволы", связанные по несколько штук и упакованные в мешки из-под муки, тащили теми же веревками и с помощью тех же электрических моторов, которые копатели использовали для вытаскивания песка во время строительства. Доставка каждой партии по тоннелю занимала примерно час.

"Все получили по 23 тыс. долларов и по "Калашникову", - рассказывает Кишта, добавляя, что главный инвестор строительства тоннеля заработал 150 тысяч долларов. По словам Кишты, он продал автомат и в прошлом году поработал немного на строительстве другого тоннеля, заработав еще 5 тысяч.

Сейчас он имеет двухэтажный дом стоимостью в 32 тысячи долларов - это целое состояние для мужчины его возраста в секторе Газа, где экономика находится в упадке, отмечает американское издание. Этот дом сообщает всем в округе, чем занимался Кишта. "Я рисковал жизнью, но теперь я могу позволить себе жениться", - говорит Кишта.

Его приглашали и на другие тоннели, но он сказал, что не хочет испытывать судьбу, и вернулся на работу к отцу.