ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":
Идея нащупать "точки роста" и, заняв "командные высоты", обеспечить "прорыв в приоритетных стратегических направлениях" экономики, завладевшая умами российской властной элиты еще в начале прошлого десятилетия (тогда, мало кто уже помнит, на свет родилась идея создания под крышей "Газпрома" государственной суперкомпании, которая бы контролировала самые разнообразные отрасли экономики и обеспечила бы искомые прорывы), похоже, не отпускает руководство страны и сегодня.
Об этом, в частности, свидетельствует появление оказавшегося в распоряжении "Ведомостей" списка проектов федеральных целевых программ (ФЦП), в рамках которых, по выражению высокопоставленного источника газеты в МЭР, с 2011 года должно быть организовано финансирование "крупномасштабных инвестиционных и научно-технических проектов, нужных для решения системных проблем государства".
Речь идет о 21 новой и трех запущенных ранее ФЦП на общую сумму 1,78 триллиона рублей, из которых восемь и шесть программ соответственно появились по поручениям президента Медведева и премьера Путина.
Широта чиновничьего размаха и грандиозность запрашиваемых сумм под проекты, которые еще пока даже не обоснованы их заказчиками, поражает воображение не только простого обывателя, но и Минфина, которому, собственно, и предстоит изыскивать средства под фантазии своих коллег.
Подобных забот у министерства Алексея Кудрина в последнее время действительно было предостаточно - только в этом году ему придется найти средства для затыкания списка проектов бюджетной дыры примерно в 7% ВВП.
При этом запрашиваемая на финансирование ФЦП сумма лишь немногим уступает размерам налоговых сборов за весь прошлый год. Как рассказали в четверг представители Федеральной налоговой службы (ФНС), только неимоверным напряжением сил им удалось собрать в 2009 году намеченные 2,6 трлн рублей, а еще 400 миллиардов сверх того - благодаря дорогой нефти.
Стоит ли удивляться, что собеседник "Ведомостей" из Минфина назвал представленный список ФЦП и запрашиваемую под него смету "полным отрывом от реальности". Эксперты, опрошенные изданием, включая самих чиновников, не сомневаются, что данные средства, если их выделят, будут потрачены неэффективно, как это всегда и бывало прежде, - многие из запущенных ранее ФЦП недофинансированы, а вокруг этих программ "крутятся всякие сомнительные бизнесмены".
Чтобы подтвердить этот тезис, достаточно взглянуть и на многочисленные "прорывные" проекты, которые государство рассчитывало сдвинуть с точки, собрав "силы и средства" в единый кулак. В частности, на довольно жалкую судьбу некоторых (смягчаю сознательно) госкорпораций, не единожды оскандалившихся (скажем, в связи со сказочными зарплатами своих руководителей) и де-факто признанных неэффективными самими их инициаторами, включая вышеупомянутого автора поручений к шести новым ФЦП, - график их ликвидации в своей нынешней организационно-правовой форме уже подготовлен Минэкономразвития.
В том же ряду стоят многочисленные талантливые инициативы и проекты, родившиеся в головах отдельных (квази)государственных бизнесменов, вроде главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова, также финансируемые за счет средств налогоплательщиков. Такие, например, как создание российского конкурента "Аэрофлоту", полная абсурдность которой с точки зрения здравого экономического смысла (зачем государству конкурировать с самим собой?), видимо, стала совсем очевидна лишь в самый разгар кризиса, позволившего остановить суперпроект на самой ранней стадии.
Остается надеяться, что кризис (или здравый смысл) поможет похоронить и большую часть суперпредложений в рамках новейших ФЦП, а заодно – и вернет на землю почти безнадежно оторвавшихся от нее чиновников. Высвободившиеся же таким образом "лишние" деньги нелишне было бы, например, пустить на снижение налогов для реального бизнеса, который уж точно потратит их с большей пользой - для себя и для всей экономики.