Правительство готовится начать возрождение гражданского судостроения
Архив NEWSru.ru
Правительство готовится начать возрождение гражданского судостроения
 
 
 
Правительство готовится начать возрождение гражданского судостроения
Архив NEWSru.ru

Правительство готовится начать возрождать российское гражданское судостроение, находящееся сейчас в плачевном состоянии, сообщил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко в среду 14 февраля, выступая на парламентском часе в Госдуме.

Министр сообщил, что в России разработана Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2030 года, вектор которой направлен, прежде всего, на развитие гражданского судостроения, что, в свою очередь, послужит надежным основанием для решения возникающих задач в сфере военного кораблестроения, передает "Интерфакс". В рамках стратегии планируется внесения ряда поправок в российское законодательство, а также создание восьми крупных интегрированных структур, три из которых будут специализироваться на проведении научных исследований и проектировании морской техники, еще три - на ее производстве и две - на судоремонте. "Объемы финансирования стратегии из всех источников, включая государственные средства, предусматривают выделение средств в период до 2015 года 219,2 млрд рублей", - сообщил Виктор Христенко.

Отечественный гражданский флот находится в тяжелом состоянии

Несмотря на то, что грузооборот российских портов показывает устойчивый рост – если в 2002 году грузооборот составлял 261 млн тонн, то в 2005 году уже 407 млн тонн – доля российских перевозчиков незначительна. По данным министра, при общей стоимость фрахта морских судов за перевозку российских внешнеторговых грузов в 2004 году в 9 млрд долларов, на долю российских перевозчиков приходится лишь 0,35 млрд долларов или 4%. В связи с этим, утверждает Христенко, из ВВП России ежегодно выпадает не менее 4,5 млрд долларов, передает ИТАР-ТАСС.

Средний возраст судов российского морского флота составляет более 18 лет, при этом доля российских производителей в объеме заказов российских судовладельцев в последние 10 лет составляет около 5%. "По заказам отечественных судовладельцев можно было бы ежегодно строить на существующих производственных мощностях 30-40 морских транспортных судов суммарным дедвейтом около 450-500 тыс. т", - сказал он.

Не в лучшем положении находится и речной флот, где средний возраст судов превышает 28 лет, а в рыболовецкой флотилии более половины судов прослужили свыше 20 лет. Российский научно-исследовательский флот в настоящее время насчитывает 84 судна. Их средний возраст - 24 года, причем к 2015 году подлежат списанию 80 судов. "Из-за сокращения бюджетных средств строительство новых и модернизация действующих научно-исследовательских судов за последние 10- 15 лет практически приостановлены. В случае непринятия срочных мер со стороны государства, к 2015 году у России не останется научно- исследовательского флота, со всеми вытекающими последствиями", - сказал министр.

Меры по развитию гражданского судостроения

По сведениям Христенко, ситуация осложняется тем, что в настоящее время в структуре производства российского судостроения 77% приходится на военное кораблестроение, доля гражданской продукции – составляет лишь 23%. Чтобы переломить эту ситуацию Минпромэнерго предлагает ряд системных и специальных мер.

Во-первых, министерство предлагает внести в действующее законодательство пакет поправок, направленных на развитие судостроительной промышленности. К ним относятся принятие нулевых ставок НДС на импортируемое оборудование, аналоги которого в России пока не производятся, а также субсидирование процентных ставок по кредитам банков при постройке судов в России. Помимо этого важной мерой, по словам министра, является софинансирование инвестпроектов, связанных с модернизацией производственных мощностей.

К специальным мерам относятся разработка комплекса мер по закреплению приоритетного права создания средств по освоению морского шельфа за российской промышленностью, создание механизма стимулирования строительства рыбопромысловых судов на отечественных предприятиях и развитие системы лизинга для судоходных компаний, приобретающих российские суда речного флота.

Министр отметил, что с учетом мероприятий, направленных на поддержку судостроения, к 2015 году производство гражданской продукции должно вырасти до 34% в общем объеме товарного выпуска предприятий отрасли при устойчивой тенденции к дальнейшему росту. Христенко подчеркнул, что Минпромэнерго исходит из того, что государство будет готово разделить риски, связанные с пилотными проектами в сфере судостроения.

Первые мегапроекты отечественного судостроения

Рассказал Виктор Христенко и о первых практических проектах, которые планируется воплотить в рамках стратегии по развитию судостроения. Планируется создание восьми крупных интегрированных структур, три из которых будут специализироваться на проведении научных исследований и проектировании морской техники, еще три - на ее производстве и две - на судоремонте.

Центры судостроения планируется создать на севере, западе и на Дальнем Востоке России. Верфи будут заниматься строительством судов для Военно-морского флота, строительства транспортных судов, в том числе ледокольного класса, пассажирских морских и речных судов, судов для освоения шельфов морей и океанов.

По словам начальника департамента Минпромэнерго Юрия Коптева первый такой центр будет построен в районе Выборга. По его словам, в настоящее время у России есть возможность строить суда водоизмещением до 70 тыс. тонн. Однако потребности промышленности, торговли и бизнеса требуют строительства в больших количествах судов водоизмещением до 150-200 тыс. тонн. "Наша промышленность пока таких судов строить не может", - констатировал Коптев. Он добавил, что верфи должны стать "сборочными производствами судов, похожими на то, что есть сейчас в Южной Корее". "Строительство одной такой верфи стоит до одного млрд долларов", - сказал он.

По словам Христенко, судоремонтные центры будут создаваться на Каспии и Черном море. "Объемы финансирования стратегии из всех источников, включая государственные средства, предусматривают выделение средств в период до 2015 года 219,2 млрд рублей", - сообщил Виктор Христенко.